Я много где бывал и нигде особых конфликтов с местным населением не имел. В каждой стране есть какой-то небольшой процент плохих людей. Но из всех более, чем 100 стран и более, чем 1000 городов только жители острова Бали так запали мне в душу, что упоминание оного острова вызывает у меня непроизвольный рвотный рефлекс до того, как я успею вспомнить, что там есть хорошего. Бали - остров с максимальной в мире концентрацией мудаков. Где-то тебя могут кинуть на деньги так, что и не поймешь сразу, а у балийцев национальный спорт - сделать так, чтобы тебе было максимально мерзко на душе.
Вот идешь ты по улице в Камбодже или, скажем, в Индии, знаменитой навязчивым сервисом, к тебе подкатывают тук-тукеры и продавцы с предложениями. Что сделает индус, если его проигнорировать или сказать спокойно "нет"? Пойдет своей дорогой искать клиентов дальше. Что сделает балиец? Крикнет тебе в след "Да пошел ты!". Сделал другому гадость - день балийца прошел не зря.
Бали - единственное место в Азии (а уж в Индонезии и подавно), где, зайдя в какой-нибудь закоулок, можно услышать грубое "Ты че тут делаешь?".
На какую максимальную сумму вас пытались кинуть? Завысили цену вдвое? Втрое? На Бали меня пытались кинуть в ШЕСТЬ раз, причем в официальном магазине с кассовым аппаратом - пробили как бы не по той цене. Так могут обжулить в супермаркете, когда у тебя целая тележка продуктов и чек длиной в метр, но на Бали нет пределов наглости, поэтому тут пытаются кинуть даже с единственным товаром в чеке.
Только на Бали я видел весы, которые были накручены ВДВОЕ. Да, вы не ослышались. Если на них положить два килограмма, они покажут четыре.
На Бали на каждом шагу жульнические обменные пункты. Их легко опознать по курсу выше официального, как правило, с девятками на конце. Как это работает. Допустим, вы меняете 100 долларов. Это около 1300000 рупий, 13 купюр по 100 тысяч рупий плюс несколько мелких купюр. Вместо этого вам выдают сумму двадцатками, раскладывая их толстыми пачками. Перед тем, как отдать вам всю сумму, меняла аккуратно уронит часть купюр под прилавок, надеясь, что вы не будете пересчитывать. Я пересчитал - под прилавок он скинул почти половину. В ответ на замечание тут же волшебным образом курс изменился.
Избежать этого легко - довольно много нормальных обменников, выглядящих как мини-отделение банка. Но знаете, что самое страшное? Эти жульнические обменники реально на каждом шагу. Их десятки, если не сотни. И в каждом должен сидеть жулик, натренированный "ломать" пачки. Кажется, где-то на Бали есть университет мошенников имени О. Бендера?
Что будет в нормальной стране, если вы поставите свою машину в неположенном месте, закрыв выезд откуда-нибудь? Вам выпишут штраф, а машину отправят на штрафстоянку. Что произойдет на Бали? Вам проколют шины. Не важно, что машина так и будет блокировать выезд, и убрать ее будет даже сложнее, главное ведь поступить максимально подло, иначе день пройдет зря.
Хотите, покажу вам эталон жлобства из палаты мер и весов? Почитайте статью.
Вкратце, балийцы жалуются, что туристы из Китая, видите ли, мало тратят денег на их прекрасном острове. Уже сама формулировка поражает наглостью: казалось бы, от вас же все равно не убывает от того, что кто-то путешествует бюджетно и тратит мало денег, заработать 10 долларов явно лучше, чем заработать ноль. Но тут приводятся расчеты: китайцы тратят от 100 до 200 долларов в день, а европейцы и австралийцы - от 600 до 800. Что они там курили? Я вообще не представляю, как можно потратить 800 долларов в день, разве что личный самолет арендовать. Бали - недорогой остров вообще-то. Тут в ПЯТИЗВЕЗДОЧНОМ отеле можно снять номер долларов за 70, ну в самом дорогом за 200. Наверное, президентский люкс потянет на 800, но так живут максимум 1000 туристов из нескольких миллионов. А большинство австралийцев это примерно тот же контингент, что из России ездит в Турцию - для Австралии это самый близкий дешевый курорт. Они живут в отелях три звезды за 30-40 долларов (или в гестхаусах за 10-20) и пьют пиво за 2.
Как умилительно - подзарядить телефон стоит меньше 1 доллара, а камеру - почти два (при том, что непонятно, где емкость аккумулятора выше). В Москве целая квартира за месяц потребляет электричества долларов на 5. Не иначе, на Бали электричество добывают педальной тягой.
Зачем пахать на рисовых полях, когда можно брать по 4 доллара за фотографию? Это я еще почти не посещал на Бали туристические достопримечательности, там во многих просто не пустят без гида, который стоит, конечно, долларов 20-30. Благо, в Индонезии полно вулканов и на других островах.
Эмпирическое правило - чем больше в городе офисов туристической информации, тем меньше от них пользы.
Зацените - туристическая карта Бали, можно взять в аэропорту. Все, как в Европе, да?
Но где же карта? Так это она была на обложке?
Таксисты во всех странах мудаки. К чести балийских можно сказать, что один из двух соглашается ехать по счетчику, могло быть и хуже. Баттхерт балийцев от сервиса "Убер", однако, имеет феерические масштабы. Водителям Убера приходится шифроваться, потому что таксисты, если пропалят, нападают и бьют машину. Ну а что, если просто проходя мимо, можно получить оскорбление, что говорить про тех, кто отбирает доход?
Интересно, что будет, если балийцу сделать какую-нибудь гнусную подлость в их же стиле. Разрыв шаблона? Взрыв пукана от злости? Или, может, раскаяние? Я бы не рискнул экспериментировать, а то так можно и перо под ребро словить.
Если по Куте еще можно ездить по счетчику, то возить на более далекие расстояния - это коронный бизнес балийцев. Каждый второй человек, стоящий на улице, не продает ничего, а предлагает такси в другие города.
Лет 10 назад на Бали был общественный транспорт, как на других островах Индонезии, а именно маршрутки "бемо". Сейчас их нет. Точнее, сами бемо еще можно встретить, но они по сути являются такси, только подешевле машины с кондиционером. Вот, например, главный автовокзал Денпасара.
Несколько маршруток стоят, но ни одного пассажира не видно. Бали разбогател, и теперь у каждого есть хотя бы мотоцикл. Результат плачевный - езда по Бали запредельно медленная, потому что большая часть дорог узкие двухполосные, и везде пробки даже между городами. Только кажется, что взяв напрокат машину, можно объехать половину острова за день, полдня уйдет на стояние в пробках.
Есть на Бали такой фирменный местный ультра-жлобский "общественный транспорт" - как бы автобусы между городами, даже с расписанием, но по цене лишь процентов на 20 ниже, чем такси. Соответственно, если вы не один, дешевле взять такси, чем ехать на таком "автобусе". В Куте есть локальный аналог. Зацените расписание. Например, в пределах Куты проезд стоит 20000. За эти деньги можно на такси проехать по счетчику 3 километра, это почти что и есть размер Куты в длину.
Зацените качество дренажа: плиточку делать научились, а люки делать - еще нет. После дождя можно пересаживаться на лодки.
На Бали есть и настоящий автобус, недавно организованный! Кажется, кто-то из далекой Джакарты пытается что-то изменить в этом серпентарии.
Вот так выглядят влажные мечты, сделанные явно под ЛСД. Зацените ультра-удобные маршруты, пересекающиеся друг с другом в одной точке, так чтобы нужно было делать как можно больше пересадок.
А вот реальная сеть. По зеленой линии я ездил два раза, она работает, даже с выделенными остановками. Насчет красной линии у меня сомнения - что-то я там автобусов не заметил, может, они так редко ходят?
Бали в рекламе называют раем. Ха-ха-ха. Сартр сказал, что ад - это другие. В данном случае это правда: Бали - пример того, как в нормальном месте люди устраивают друг другу настоящий ад.
Как правильно жить на Бали: непробиваемое спокойствие, цинизм высотой не меньше Бурдж-Халифы и посещение проверенных мест. Тогда от пребывания на острове можно получить удовольствие, а как именно, я расскажу в следующий раз.