На Украине не покидает ощущение, что находишься где-то очень-очень далеко, не ближе Латинской Америки: с точки зрения российского путешественника она стала экзотической, труднодоступной и опасной страной. Как результат, и знаем мы про Украину последних двух лет немногим больше, чем про какой-нибудь Афганистан. Вообще российская и украинская пропаганды работают удивительно слаженно, сообща рисуя образ тоталитаного фашистского государства, которое населяют живущие "в едином порыве семимильными шагами" кровожадные фанатики. Насколько сильно и главное в какую сторону этот образ далёк от истины - невозможно понять, не побывав там.
Рассказав в прошлых частях о реалиях Новороссии и о провлениях войны, теперь расскажу о реалиях по другую сторону фронта.
Сделать это не так уж и просто, и не исключаю, что пресловутые "ограничения на въезд" для того и введены, чтобы жители двух близкородственных стран не видели друг на друга "с человеческим лицом". Формально в группе риска мужчины боеспособного возраста, но фактически я лично знаю, как без вопросов пропускали здоровенных мужиков, и как заворачивали, например, девочку-хиппи (причём тирада пограничницы в её адрес закончилась словами "И передай в Москве своему Путину, чтобы не посылал больше танки наших мальчиков убивать!"), тусовку московских поэтов (один из которых после в сердцах выдал, что лучший способ попасть на Украину - записаться в террористы), безобидного вида столичную либералку с грузом лекарств для украинской армии или бабушек, ехавших проведать внуков. Нотариально оформленное приглашение с равным успехом может и не понадобиться, и не помочь - так как все правила рекомендательны, по факту всё решает Левая Пятка Пограничника, и благосклоннее всего к въезжающем она в аэропортах (а летают туда теперь через Минск), а строже всего - на наземных пунктах пропуска из Беларуси и Молдавии. Поездом ехать дорого (4-5 тысяч, так как цены в упавших рублях и гривнах привязаны к швейцарскому франку), но надёжнее, чем автобусом, а харьковский ход - хуже, чем киевский. В общем, в кишинёвском поезде до Винницы ехало пол-вагона, в основном бабушек и дедушек, а в плацкарте со мной оказался гиперактивный молдаванин, обличавший всю дорогу Путина (самое, впрочем, впечатляющее откровение у него было историческое: в 1941 году, оказывается, немцы окружили Москву, а спасли СССР американские лётчики), но обещавший в случае трудностей помочь мне договориться. Хмурому пограничнику я показал обратный билет с Днепропетровска, кипу распечаток гостиниц с Букинга да выписку со счёта в Сбербанке, и проговорив сквозь зубы "Всё не оригиналы?", он тем не менее поставил мне штамп. И хотя я опасался, что моё путешествие продлится ровно до первой проверки документов - документы мне за 17 дней пути не проверяли ни разу, а на фотоаппарат нервно реагировали лишь в церквях да один раз близ воинской части.
2.
Уже не раз замечал, что в первый день путешествия сложившиеся заранее представления о месте практически всегда лишь подтверждаются, и лишь потом старая картина распадается и вместо неё строится новая. В рассветной Виннице я не мог поверить, что иду таки по Украине, этой уже почти мифической стране, гигантской площадке самого популярного у россиян реалити-шоу.
Украинский пейзаж и раньше был переполнен идеологией, ну а теперь её стало ещё больше. Один из самых популярных лозунгов - "Единая страна", обязательно на двух языках:
2а.
А вот прежде маргинальный "Слава Украине!" теперь вполне вышел в свет.
3а.
Интересно и то, откуда сама эта мода красить все доступные поверхности в цвета национального флага распространилась по Украине - эпицентрами её прежде были окрестности Севастополя и Керчи, где и в 2015-м оставалась немало таких сюжетов.. Сейчас они обильны повсюду, но концентрация их увеличивается на восток:
3.
На многих окнах висят флаги, причём по словам местных, это небольшие остатки того, что было ещё год назад:
4.
Кто-то украшает цветами флага машину, кто-то - автобусов: "видно, что здесь много голубой и жёлтой краски".
5.
Однако порой и правда доходит до абсурда. Не вижу ничего патриотичного в том, чтобы обсосать свой герб:
5а.
Раз в сотню реже, чем жёлто-синие цвета, попадаются и чёрно-красные - но там, где раньше их не было вообще.
6.
В целом, как мне кажется, Средняя Украина понемногу унифицируется с Западной Украиной, а вот Юго-Восток пока остаётся хоть и несколько видоизменившимся, но Юго-Востоком. А вот ещё одна черта местного патриотизма - культ вышиванки:
7.
Опять же не вижу в нём ничего плохого, в конце концов киргизы круглый год носят войлочные колпаки, а у нас по зиме попадаются ушанки. Но время и порядок моих визитов на Украину создали впечатление, что это западенское веяние: первый раз я столкнулся с ним в 2010-м во Львове, а в Киев всё попадал в несезон. На самом деле, говорят, эта мода была и в советское время.
8.
-А шо ты фотографуешь? - с усмешкой сказал бравый мужик, выйдя из ворот у машины.
-Машину вот, красивая...
-Она с АТО вернулася! - сказал мужик, сел в неё и уехал.
9.
Я твёрдо решил нигде не скрывать, что я из России, тем более как показала практика - скрывать это и бесполезно: украинцы сходу определяют происхождение человека по говору, особенно когда в речи есть жёсткая "г" и "чё" вместо "шо". Первый контакт выглядел впечатляюще: утром в Виннице я зашёл в банк, в круглосуточный холл с банкоматом, и снял с карточки полтысячи гривен. Следом за мной завалился местный бомж и стал клянчить мелочь.
-Да нет у меня мелочи, я иностранец, вот только что приехал и денег снял тут себе на позавтракать.
-Иностранец?! - обрадовался бомж, - Германия?
-Россия.
В воздухе повисла неловкая пауза, остолбеневший бомж посмотрел на меня как если бы я сознался в страшном преступлении, и где-то за полминуты взяв себя в руки, молча вышел.
Но на самом деле это был ЕДИНСТВЕННЫЙ явно негативный контакт за все 2,5 недели поездки: чаще, узнавая о моём происхождении, мне были рады или по крайней мере я вызывал живой интерес. Самые частые вопросы, следовавшие за саморазоблачением - это "А вы сюда ехать не боялись?" и "Когда же всё это закончится?"... впрочем, об этом позже. Если же брать визуальную сторону, то на заборах великое множество подобных надписей и ни одной противоположного посыла:
9а.
Российское посольство в Киеве стоит без флага и с решётками на окнах, хотя и стерегут его двое солдат:
10.
Рубль, как и раньше, валюта №3 (курс обычно пишут не рублей за гривну, а гривен за 10 рублей), и продать рубли можно без проблем в любом банке и обменнике. Купить - сложнее: в Днепропетровске в трёх банках рублей вообще не было, а в привокзальных обменниках лишь 1000-е и 5000-е купюры - пришлось менять остатки гривен на доллары. У некоторых банков (не у всех!) очень странный разброс рублёвых курсов, уж не знаю, чем обусловленный:
10а.
А Киев (хотя сами киевляне этого не признают!) действительно заговорил по-украински: если в 2004-м русская речь в нём была близка к 100%, в 2013-м я бы оценил в 80%, сейчас дай бог если 40%. С одной стороны, подросла молодёжь "незалежной" закалки, но главное - всё же то, что в Киев теперь понаехло огромное количество народу из безработной глубинки.
На самом же деле парадоксальным образом положение русского языка в постмайданной Украине явно улучшилось, или вернее за патриотом Украины было признано право быть русскоязычным. С одной стороны, Майдан и АТО русскоязычные граждане поддерживали едва ли не активнее всех галичан, с другой - многие уступки русскому языку и принятие его права на публичность были сделаны натурально НАЗЛО российской пропаганде. Догадались бы об этом ещё во время Майдана - так может всё бы и обошлось, ведь отмена пакета законов, включавшего и региональный статус русского языка (именно эта сложная конструкция в сознании обыватель обычно упрощается до "запрета русского языка") в первый день новой власти и взорвала накалившуюся обстановку в Крыму и Донбассе.
11.
А вот десоветизация действительно идёт семимильными шагами. Один из атрибутов новой Украины - "пеньки Ильича", зачастую оформленные патриотическими граффити или стендами с Небесной сотней. Ленинопад оказался реально всеобъемлющими, "живого" Ильича я видел ровно один раз - в Новгороде-Северском. Менее заметно изменение топонимики, но что интересно - в основном оно весьма сдержанное: по факту самое распространённое теперь на Украине название главной улицы - Соборная (тем более отсылает оно не только к собору, но и к соборности - единению точек зрения), а, например, проспект Маркса в Днепропетровске стал проспектом Яворницкого - всего лишь историка-казаковеда. Кое-где (Полтава, Ахтырка) старые названия остались неизменны, кое-где вполне радикализовались (допустим, в Конотопе улица Ватутина стала улицей Коновальца; в Сумах появилась улица Бандеры), но в обоих случаях это лишь исключения. Ещё один популярный топоним - улицы и площади Небесной сотни или Героев Майдана, как например главная площадь пока ещё Кировограда:
12.
Понемногу сносят и другие памятники, но самые красивые из них пока стоят (и даже Конармию обглодали не за идею, а за цветрной лом). Вот например Щорс в Киеве - без таблички и с надписью "Палач" на постаменте, но целый:
13.
Достаётся и "имперским" памятникам, причём их обычно наряжают. За что досталось монументу "Навеки с русским народом" в Переяславе-Хмельницком (справа) я понять ещё могу, а вот бандеровский флаг на монументе Полтавской битвы вызывает лишь недоумение.
14.
Отдельная тема - борьба с Георгиевской лентой, назначенной здесь главным антиукраинским символом. Доходит порой до абсурда - это не компостированный билет, такими дырочками из всего отпечатанного в 2005 (!) году тиража вырезаны георгиевские ленты.
14а.
Официальным символом Победы теперь стал Красный мак, вот только слоган "Никогда больше!" как-то незаметно дополнился взаимоисключающим "Помним, побеждаем".
15.
Да и сам День Победы раздвоился, а война считается с 1939 года, что впрочем здесь действительно уместно:
15а.
На Майдане в те дни стояли очень красноречивые стенды, дающие представление о том, как "праздник со слезам на глазах" переформатировал местный официоз. Сами стенды (все на украинском):
- "Interbellum. Украина - главная проблема Европы"
- "Дружба, скрепленная кровью. Начало войны."
- "Жизнь под немцами. Оккупация"
- "Украина в огне. Корюковская трагедия"
- "Война в войне. Украинско-польский конфликт".
- "Невольники" (то есть угнанные на работы в Германию) и "Украинцы - праведники народов мира" (о помощи евреям в Холокосте).
- "Народные мстители или диверсанты? Советские партизаны" - они тут представлены мародёрами, террористами и врагами страны.
- "В мундире врага. Украинцы на стороне III рейха и его союзников" (бандеровцы сюда не входят)
- "За незвисимую Украину. Народный освободительный фронт" (вот это как раз про них).
- "Изгнание нацистов. Четыре Украинских фронта".
Но самый характерный стенд - последний. На какие детали я тут обратил внимание:
1. Символ Союзников - "Водружение флага над Иводзимой", американский аналог нашего знамени над Рейхстагом.
2. Украина рассматривается отдельным участником войны, а не частью СССР.
3. Отдельно взятая Украина - самая пострадавшая от войны страна.
4. Невзначай сказано, что на стороне Гитлера украинцев воевало больше, чем среди условно-нейтральных бандеровцев, записанных в антифашистский лагерь.
16.
Но то официоз... Как трактуют сейчас войну простые люди, я не разобрался до конца, скорее всего тут полный разнобой, но цветов на Мемориале Славы под вечер было по колено, а могила Кирпоноса под ними оказалась натурально погребена.
17.
Вообще ценность Победы, как и престиж русского языка, после Майдана парадоксальным образом выросла. В прошлой части я уже писал, что обе стороны нынешней войны возводят преемственность к той войне: ЛДНР позиционируют себя как антифашистов, украинцы сравнивают себя с СССР в 1941-м. Но как этим объяснить такие огромные охапки цветов у Москвы и Ленинграда (больше только у Одессы!) на Аллее городов-героев?
18.
Парад Украина проводит в День Независимости, а на День Победы - концерты на Крещатике 8 мая и утреннее шествие военных оркестров 9 мая:
19.
Да "Бессмертный Полк", собиравшийся у метро "Арсенальная". Удивительно, но впервые я побывал на этой акции именно здесь. Народ только начинает подходить, через полчаса будет не протолкнуться.
20.
Здесь же я увидел самую настоящую ПРОВОКАЦИЮ. До того по площади ходил паренёк с красным флагом, вскоре вокруг него возникла толпа, поднялся шум, здоровенный националист попытался флаг у парня из рук вырвать, но почему-то перестал. В итоге флаг убрали, толпа рассосалась, но тут же возникла новая точка притежения: явно не ветеранского возраста старушка развернула другие плакаты, апофеозом которых стала икона со Сталиным. Речь свою бабушка толкала добрых полчаса, поднять на неё руку никто не решался, а у крепких ребят в военной форме начался переполох: сначала куда-то звонили "Тут икону со Сталиным развернули, что делать?!?!", потом пошли к полицейским, о чём-то с ними перетёрли и с возмущенным "Да они там для красоты стоят!" куда-то ушли. Рядом здоровенный вояка спорил с молодой сторонницей провокаторов: "Вы своими словами по нам стреляете!". Чем кончилось - я даже не знаю, может в итоге бабушку и "разоружили", но я этого не дождался.
21.
Большую часть Дня Победы я с двумя киевскими краеведами гулял по старым предместьям, а уже из новостей узнал про драку на Мемориале Славы со слезоточивым газом, про отъём георгиевской ленты у ребёнка, ещё про какие-то не столь запомнившиеся эпизоды. Да и ожидание "провокаций со стороны известных сил" во вступительной речи Бессмертного полка упоминалось. В общем, День Победы оставляет противоречивые чувства - вроде он и в чести, и чтим народом, но "ни шагу в сторону".
22.
Седой офицер за спиной провокаторши - луганчанин, при мне рассказывал журналистам, как вывез из ЛНР отца-ветерана, но уже здесь не убергё - сломленный трагедией старик тихо умер спустя несколько дней. Над Украиной в полный рост стоит вопрос "оккупированных территорий".
Конечными станциями многих поездов стали Новоалексеевка по пути в Крым и Константиновка вместо Донецка.
23а.
На востоке (я их видел в Кременчуге и Днепропетровске) попадаются вот такие плакаты, и судя по языку обращены они явно не к самим крымчанам:
23б.
"Отключай Крым!" - памятник "энергоблокаде" прошедшей зимы. Такие меры (а ими и Россия грешила многократно) я считаю бессмысленными и вредными: отключения газа и света, перекрытия таможни, изгнание гастрбайтеров народ переживёт, но сам этот удар под дых - крепко запомнит.
24.
Отдельный вопрос - беженцы: по всей Украине попадаются машины с донецкими, луганскими, раз в 100 реже крымскими и даже севастопольскими номерами. Вот например севастополец в Киеве:
24а.
Официально переселенцев с "оккупированных территорий" на Украине 1,4 миллиона против 900 тысяч беженцев с Донбасса в России, но сравнивать только по беженцам всё-таки некорректно: в Россию бежали от нищеты и обстрелов, на Украину - ещё и от неприятия новой власти или вслед за переехавшими работодателями, поэтому противопоставлять им стоило бы всех оставшихся в ЛДНР и Крыму. О беженцах я слышал, что никто не испытывает к России такой лютой ненависти, как они, и я не знаю, как можно их за это осуждать - именно проукраинским жителям Донбасса, попавшим между молотом и наковальней, в этом конфликте пришлось тяжелее всего, и именно они ещё долго будут главным апологетами войны, потому что для них это война за освобождение родного дома (равно как и в ЛДНР - для "славян", коих немало среди ополчения). Есть, впрочем, и другая точка зрения: среди беженцев особенно много понимающих неестественность этой войны и потому не испытывающих ненависти ни к кому, кроме политиков, а осевших там, где удалось закрепиться. Но парадокс: в России беженцев я встречаю регулярно, практически в каждой поездке, на Украине же луганчанин мне встретился всего один раз в полтавском хостеле, и с одной стороны на него было больно смотреть (а человек добрейший, мне за просто так суп сварил), но с другой - он был абсолютно аполитичен. По субъективным ощущениям, наибольшая концентрация донбасских беженцев образовалась в Крыму (и кстати "российскими" или "украинскими" их учитывает статистика?). На Украину зато переезжают не только люди, но и целые организации - вот например донецкие вузы в Виннице (слева) и Кировограде (справа), фактически расколовшиеся - их половины по-прежнему функционируют в Донецке.
25.
Но и думать, что свет сошёлся клином на России и СССР тоже не стоит. На Украине хватает сугубо внутренних проблем и желающих с ними бороться:
26.
Главные политзаключённые тут отнюдь не пророссийские активисты, а собственные горячие головы:
27а.
И в общем идёт своя жизнь, о которой в наших новостях пишут разве что в контексте самых крупных всплесков, типа недавних Мусорных беспорядков во Львове.
27б.
Да и поводы для всего это, прямо скажем, в избытке. На Украине не покидает ощущение "тонущего корабля" (хотя и не значит это, само собой, что он непременно утонет), и о том, что жизнь стала намного хуже, тут расскаывал мне почти каждый встречный. Нет, пару раз я встречал ещё окрылённых идеей людей: "Всё только начинается!", "После революции у нас поменялось сознание, мы стали в большей степени украинцами" - но среди тех, с кем я общался, такие были один на десятки. Жизнь, возможно, улучшилась в Виннице (ведь её теперь лоббируют земляки - президент и премьер), возможно - в Западной Украине, где больше гастрбайтеров и аутсорсеров, получающих зарплату валютой. Но в основном даже в Киеве люди подавлены и разочарованы - цены растут с огромной скоростью (особенно на ЖКХ), воровать во власти стали ещё больше, и в целом на мои слова "Я ведь с самого начала говорил, что Майдан кончится передлом собственности на фоне борьбы с памятниками" обычно с тяжким вздохом следует ответ "Так и получилось..." - но впрочем сам Майдан по-прежнему свят, скорее его перемога - украдена. Одним из впечатлений стали хостелы, по сути превратившиеся в общежития: в них я был единственный турист, а остальные постояльцы, в основном молодёжь, мрачно искали работу; в полтавском хостеле со мной жила девушка из Лозовой, для которой койка на 2-этажной кровати служит домом уже 10-й месяц. Вся страна увешана рекламой "работа в Польше" и "польская виза" - увы, мне в кадр так и не попавшей. Я бы сказал, что уровень жизни на Украине упал не так сильно, как в Донбассе - но психологически это ударило по людям даже сильнее, потому что для дончан проблему нищеты во многом затмевает война. Одна из примет времени с обеих сторон фронта - опустевшие рекламные щиты, здесь их меньше, чем в ЛДНР, но тоже очень много:
28а.
О чём я много читал, но не видел сам - это Янтарная Народная Республика в Полесье, Лесная Народная Республика в Карпатах, Таможенная Народная Республика в Закарпатье... К знаменитым донбасским угольным копанкам добавились бывшие и раньше, но разросшиеся до огромных масштабов иные отрасли нелегального хозяйства. Взглянуть на это было бы интересно, но скорее всего меня бы там же и урыли, поэтому вот лишь отголоски:
28
С преступностью вообще тут стало хуже. В первый же день в селе под Винницей я был окликнут сидевших на кортах свиноподобными мужиками: "Эй, пидорас!". На улицах нередкость шатающиеся пьяные, а в Киеве на одном из центральных бульваров быдловатый дядька при всех справлял нужду. О работе "новой полиции" слышал разные отзывы, видимо связанные с местом действия: где-то они вообще "для красоты стоят", где-то исправно гоняют за мелкие нарушения типа припаркованной на тротуар машины или нелегальной торговли, а где-то вполне себе "новая полиция нас бережёт", но явно не везде. От безработицы стало больше гопников, немало уголовников выпустили из тюрьм, да и отслужившие на АТО дембеля в жизнь встраиваются непросто, и за отсутствием работы многие спиваются и дебоширят. Вот это, вполне возможно, и бывший герой:
29.
Но для туриста сейчас Украина - реально самая дешёвая страна мира, даже за рубли, а в 2014-м я вполне мог бы себя позволить остановиться в гостинице-высотке над киевским Майданом. Ещё одна примета времени - вот такие парочки: симпатичная украинка и некто англоязычный, зачастую седой американец или долговязый негр. Что это - дружба народов или секс-туризм - не берусь предполагать.
30.
Вообще же Азии и Африки тут и без этого прибавилось в разы, и знойные ребята, явно не кавказцы и не узбеки, в крупных городах попадаются на глаза каждый день:
31.
В основном это неортодоксальная молодёжь мужского пола, то есть - студенты местных вузов:
32.
Но реально - в Киеве, Сумах или Полтаве таких лиц теперь не меньше, чем где-нибудь в Хельсинки.
33.
Причём - куда более раскованных, чем аналогичные студенты в России. Помню, как в Виннице мимо проходила чернокожая компания, и увидев мой фотоаппарат, толстая негритянка с похабной усмешкой несколько раз подкинула свой могучий бюст. В принципе им тут действительно удобно: образование качественное, цены ниже, чем на родине, и скинявых нету, вернее националистам интересны не они.
34.
Особняком от других знойных гостей стоят турки - это уже не студенты, а предприниматели, и их капитал на Украину проникает в огромном количестве - мне сложно поверить, что СТОЛЬКО турецкого тут появилось за полгода после атаки на наш Су-24. Впрочем, возможно - говорят, многие просто переместились сюда из России, да и на родине у них дела плохи, своя война на Юго-Востоке (то есть в Курдистане). Но в Турции Украина - единственная страна, откуда вырос поток на курорты.
35.
Крымских татар видел один раз и купил у них чурчхелу. А вот популярность шаурмы и прочей восточной кухни явно выросла в разы даже в малых городах:
36.
Как ни вспомнить термин Большой Ближний Восток:
36а.
Впрочем, это не единственные здесь европейские веяния. Ещё за эти годы распространился натуральный Культ Кофе, а количество уличных кофеен, зачастую уже не в пикапах, а в целых автобусах, с 2013 года выросло раз в десять:
37.
Киев тепер фанатеет с уличной музыки, по вечерам по несколько подобных оркестров можно увидеть за одну прогулку по центру:
38.
А вот две девушки в вагоне метро поют "Кукушку" Виктора Цоя. Что самое интересное - в её "женской" версии (она ведь отличается не только голосом, но и исполнением) из фильма "Битва за Севастополь".
39.
Цой на Украине вообще вполне себе жив, и всё же полный разрыв связей с Россией тут в принципе невозможен из-за общего языкового пространства: украинцы слушают русскую музыку (вспомнить хоть те же "Лабутены" Шнура), смотрят русские сайты, пишут комментарии в русских блогах.
39а.
Вот например крутят российский музыкальный канал, а в рубрике по случаю Дня Победы запрещённая георгиевская лента нисколько не смущает посетителей кафе:
39б.
В обе стороны ездят и православные паломники. Да и не только православные: скажем, на Севере я встречал протестантов, к которым приезжал как-то целый автобус украинских братьев по вере. Кстати, нигде на Украине сейчас не такой фотопаранойи, как в церквях Московского патриархата - мне даже пару раз угрожали там милицией, и как признавалась одна монахиня, они боятся, что скоро храмы и монастыри начнут захватывать "раскольники и униаты".
40а.
Но если весь Крым увешан объявлениями "довезу до Запорожья", то всё Запорожье - объявлениями "довезу до Крыма":
40.
Поезда теперь страшно дороги, так что автобусы в Россию востребованы по всей Украине:
41а.
Продают ли здесь путёвки в Крым на самом деле - не знаю, но если это артефакт домайданной эпохи - то он никого не смущает.
41б.
А в Днепропетровске и Запорожье десоветизацию игнорируют откровенно и даже демонстративно:
41.
Где-то борются с олигархами, где-то остались надписи с Майдана:
42а.
Вообще разнообразие лозунгов на заборах зашкаливает:
42.
А вот свобода слова - пропала. На многие темы в общественных местах говорить не то чтобы опасно, а просто как-то некомфортно. Я помню, как женщина в Кировограде, прежде чем сказать мне, что Севастополь действительно имел право отделиться, огляделась - все ли двери закрыты; как итальянский бизнесмен в полтавском хостеле сначала закрыл дверь, и только потом начал мне рассказывать, что Путин рулит. Помню и как поменялись разговоры в поезде Москва-Днепропетровск, стоило было нам пройти границу. Базовый принцип мне объясняли так: "Ругать можно кого угодно, а в симпатиях будь осторожен".
42б.
...И всё же уже день на третий я понял, что слухи о смерти старой доброй Украины сильно преувеличены. Несмотря на всё вышесказанное, это всё та же привычная нам с прошлых лет страна жизнелюбивых пофигистов-разгильдяев. Что до Майдана, что после, настоящая Украина выглдяит так. Это - на базаре в Нежине:
43.
Я и раньше подмечал непохожесть "украинцев в интернете" на "украинцев в реале", а сейчас это различие стало ещё заметнее. По сути дела украинский социум состоит из двух неравных частей: с одной стороны - даже не активное, а ГИПЕРактивное сверхзаидеологизированное меньшинство, которое, наверное, даже с женой на кухне разговаривает лозунгами.
44.
С другой - те, кого называют "хатаскрайники", "маланцы" и ещё бог весть как: множество аполитичных, социально-инертных людей, которые "просто хотят жить по-человечески", и в стремлении к этой жизни готовы поддержать хоть коммунистов, хоть фашистов, хоть сатанистов, хоть каннибалов, но привыкшие к векам чехарды чужих правителей, к тому, что "правительство, родной, на другой планете" - под всеми ними они будут жить с фигой в кармане. С любыми идеологиями их чувства сильные, но недолгие, а обманувшись, они лишь разводят руками. Они не строчайт в соцсетях по 200 сообщений в сутки, но они ходят по улицам и ездят в тесных маршрутках. Они обескуражены бедностью и ростом цен, они ещё болезененнее, чем мы, переживают разрыв связей с роднёй и друзьями по ту сторону границы, им нафиг не сдалась ни революция, ни война (хотя и хотелось бы в Европу), за Крым у них на Россию максимум обида, погибающих в Донбассе они просто жалеют, не видя у этой войны ни правых, ни виноватых... Они просто хотят, чтобы всё это поскорее закончилось. И одни и те же слова: "Мы все славяне, нам нечего делить, нас перессорили политики/жиды/американцы" или даже "Россияне и украинцы - нормальные люди, Путини и Порошенко - дерьмо" я слышал в самых разных городах многострадальной страны.
45.
Между этими категориями нет чёткого разделения по объективным критериям. Допустим, как опору нынешней власти мне не раз описывали молодёжь, выросшую в постсоветских реалиях, не обременённую семьёй и кредитами, увлечённую романтикой патриотической борьбы и в той же мере - пенсионеров, опять же не обремённых иждивенцами и верующих телевизору. Но как раз с этими двумя категориями я общался немного, большинству мои собеседников было лет по 30-40 - состоявшиеся люди, которым есть, чего терять.
46.
Ещё одна особенность украинского общества - это его потрясающая способность к атомизации. Неумение искать компромиссы, отсечение из своей жизни тех, с кем не согласен приводит к тому, что с равным успехом в ЛДНР можно найти человека, уверенного что тут "ВСЕ за Украину", а где-нибудь под Черкассами - уверенного, что тут "ВСЕ за Россию и против Майдана". Мне лично попадались такие люди, и я лучше них понимал, что они заблуждаются. Соответственно и "проукраинскость/пророссийскость" того или иного города, особенно на Юго-Востоке, определяется в первую очередь отмобилизованностью активного меньшинства. А на практике выходит, что о реальных настроения на Украине не может сказать никто, и может быть динамичный путешественник тут имеет даже более цельную картину, чем закуклившийся среди единомышленников житель.
47.
При этом и "большинство", конечно же, неоднородно, и включает и тех, кто полностью разделяет идеи меньшинства - но спокоен, рационален и не склонен к социальной активности. И даже пророссийская часть "большинства" - совсем не монолит: в посте о реалиях ЛДНР я уже писал, что там редко встретишь человека, который утверждал бы, что Россия их предала. Здесь - наоборот: очень многие пророссийские граждане Украины ненавидят Путина за то, что назвал Порошенко "партнёром", презрительно называют соседнюю страну "Эрэфией", которая "не Россия", и вообще чем дальше тем больше закапываются в русский этнический национализм. В сущности, Новороссия, если она когда-нибудь состоится, может ВНЕЗАПНО оказаться глубоко враждебным для РФ государством, одержимым идеем "освободить 120 миллионов русских из под нерусской власти".
48.
Украинская же идеология, наоборот, от этнического национализма уходит всё дальше и дальше, скорее приходя к концепции полиэтнической нации с безраздельно господствующей идеологией. Я бы сказал, что главное свойство Украины сейчас даже не национализм, а элитаризм, этакая реинкарнация шляхетской демократии, когда в государстве представлены интересы только "активной части общества", общество делится не по национальностям, а на "свидомых" и ими ведомых. Что произойдёт, если сформируется иное активное меньшинство - страшно загадывать.
49.
В целом многие люди на Украине поражают парадоксальностью своего мышления. Вот два примера:
1. Были готовы дружить хоть с чёртом, лишь бы подальше от России - и при этом удивляются, как это "братний народ", который должен был их защищать, на них вдруг напал?
2. Презирали Россию за вековечную отсталость от Запада, за косность власти, за беспомощность внешней политики, за проигранные Чечню, Осетию, Крым и Сирию, за неизбежный скорый распад, но более всего - за то, что не присоединила их к себе, когда была возможность.
Многие люди тут попросту ЗАБЛУДИЛИСЬ. А на Бессмертном полку и вовсе слышал чьи-то слова: "В 17 веке Руина 30 лет длилась, и сейчас так будет!". И ведь правда иные цитаты из тогдашней истории словно про современность писаны: "Чёрная рада в Нежине, названная так из-за участия черни избрала промосковского гетмана Брюховецкого, за антиукраинскую политику убитого вскоре своими же казаками"...
50.
Но дети всё так же красивы:
51.
А украинки всё так же привлекательны. Я бы сказал, девушки тут не самые красивые в мире, но самые сексуальные:
52.
А в Сумах на главной площади по воскресениям народ собирается на "Молитву за Украину" - это не религиозное мероприятие, скорее тут занимаются примерно тем же, чем в группах поддержки неизлечимо больных, то есть толкают речи о любви к жизни и поют об этом песни.
53.
54.
Поэтому помните о настоящем украинском народе, не строчащем комментариев в фейсбуке...
54а.
В следующей части снова о двух сторонах - о памятниках в честь этих событий.