Светлана Борминская (borminska) wrote,
Светлана Борминская
borminska

Прочитайте!

Оригинал взят у pusya_rozovna в Уроки беспомощности
Одолевает печаль. Сижу на даче и умножаю знания. Моя мама, настроенная к наукам скептически, чтение книжек не приветствует, справедливо замечая, что, имея одного сына старшеклассника, второго - младенца и посещающего нас наездами мужа, я могла бы забивать себе голову вещами более практическими. Но это глас вопиющего, ибо я всегда по-русски обожала решать задачи планетарного масштаба, не замечая кухонного беспорядка у себя под носом.
Зато могу поделиться свежими наблюдениями. В частности, на днях пришла к выводу, что биологию как науку наша власть тоже скоро запретит. Раньше я только историю ей предлагала, а теперь рейтинг составляю - кто первый в очереди. И даже не знаю, что взрывоопаснее - копание в архивах или расшифровка ДНК.
Судите сами.Попалась в руки книга молодой научной журналистки Аси Казанцевой "Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости". Книжка не толстая, шрифт не слишком мелкий, читать не страшно. А новостей собрано - как в бочке сокового концентрата. В числе прочего, много внимания уделяется физиологии стресса и депрессии. И меня зацепила "выученная беспомощность". Не понимаю, почему до сих пор не проводится масштабных исследований этого феномена у людей. Её формируют у подопытных животных с целью изучения механизмов стресса и лечения депрессий.
К примеру, собачки, впадая в это состояние, начинают беспорядочно двигаться, скулить и напрочь забывают все выученные до этого условные рефлексы. То есть впадают в затяжной стресс. Для чего мучить животных, если добрая половина взрослого населения России демонстрирует подобное поведение? Суетятся, матерятся, школьная программа забыта глубоко и прочно. Лови любого и изучай. Ставь опыты - мы привыкшие.
Как же формируется беспомощность? Как её выучить?
Впервые с этим феноменом столкнулись еще век назад, в 1921 году, когда ученица знаменитого Павлова проводила тесты, исследуя, отличает ли собака круг от эллипса, постепенно сглаживая их различия. Когда соотношение фигур достигало 8:9, животное переставало понимать, какой ответ выбрать, чтобы получить вкусненькое и тихонько сходило с ума от беспомощности.
В 60-е годы за дело взялись с новым рвением и церемониться перестали. Просто собачку подвешивали в гамаке и били током. Не сильно, но неприятно. Через неделю таких процедур несчастное животное твердо усваивало, что от него в этой жизни ничего не зависит, и как ты ни брыкайся, ток прекратится только когда сам захочет - его логику понять невозможно. После собаку помещали в вольер, где, чтобы прекратить мучения, нужно было всего лишь перепрыгнуть невысокую загородку. Результат печален: испытуемый ложился на бьющий током пол и, негромко скуля, ожидал конца издевательств, не совершая ни единой попытки самостоятельно изменить свое состояние к лучшему. Удивительно, что излечить выученную беспомощность почти также тяжело, как забыть как ездить на велосипеде. Много недель экспериментаторы на руках переносили свои жертвы через загородку, демонстрируя, что "выход рядом" (вот прекрасная мысль заменить надписи "выхода нет" в метро). Пока, наконец, к животным не возвращалась вера в себя.


-------а дальше написана чушь какая-то о выдуманном и обобщённом в голове автора.
Subscribe

Buy for 30 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments